В геометрической прогрессии увеличивается число мелких и крупных фирм, предлагающих б/у японские скутеры. Практически каждый крупный (и не очень) мотосалон считает вопросом чести открыть отдел, торгующий скутерами. И, несомненно, отличительной чертой этого сезона, стало появления большого числа новых скутеров. "Безденежный" покупатель, как обычно, отправится на многочисленные рынки в поисках дешевого б/у скутера за 300-500 у.е. Богатый, скорее всего, остановит свой выбор на новых европейцах или японцах. А вот все, кто оказался посередине, окажутся перед непростым выбором: купить хорошо зарекомендовавшего себя, но б/у японца или, поддавшись очарованию новизны, за те же деньги ощутить себя владельцем нового скутера. Как раз о втором варианте мы и поговорим в этой статье.
Сегодня в московских магазинах больше всего новых: европейцев, японцев, корейцев и китайцев (последних особенно много). Европейцы и японцы отпадают сразу же в силу очень высокой стоимости (обычно от 2500-3000 у.е.) (если сравнивать с б/у японцами). Корейцы стоят дешевле и по всем параметрам вполне могут оказаться неплохим выбором (в среднем по Москве от 1800 до 2500 у.е. в зависимости от модели). А вот цена на китайский скутер оказывается более чем привлекательной. Новый (!) китайский скутер можно купить за 600-1500 у.е.(примерно столько же стоит б/у японский скутер в нормальном состоянии). (За 600 долларов можно купить китайский аналог японского скутера Yamaha Mint, остальные модели стоят дорже.)
КТО?
Сегодня в магазинах больше всего новых: европейцев, японцев, корейцев и китайцев (последних особенно много). Европейцы и японцы отпадают сразу же в силу очень высокой стоимости (обычно от 2500-3000 у.е.) (если сравнивать с б/у японцами). Корейцы стоят дешевле и по всем параметрам вполне могут оказаться неплохим выбором (в среднем от 1800 до 2500 у.е. в зависимости от модели). А вот цена на китайский скутер оказывается более чем привлекательной. Новый (!) китайский скутер можно купить за 600-1500 у.е.(примерно столько же стоит б/у японский скутер в нормальном состоянии). (За 600 долларов можно купить китайский аналог японского скутера Yamaha Mint, остальные модели стоят дорже.)
КТО?
Если попытаться разобраться в море дешевых китайских скутеров, заполонивших сегодня рынок, то можно выделить следующих производителей.
1.GEELY
Производитель: Geely Group Co., Ltd.
Наибольшее распространение получила модель JL50QT-15. Стоимость ее в различных магазинах варьируется от 950 до 1200 у.е.
Технические характеристики:
Размеры (длина х ширина х высота), мм: 1660 x 680 x 1070
Радиус поворота, (м): 1,6
Максимальная скорость (км/ч): ~ 45
Расход топлива: (литров/100 км): ~ 2.0
Вес нетто (кг): 82
Максимальная нагрузка (кг): 80
Модель двигателя: JL1PE40QMB
Тип двигателя: одноцилиндровый, 2 такта, форсированная система охлаждения воздухом Максимальная мощность (кВт при об./мин.): 2,65 (7000)
Максимальный крутящий момент (Нм при об./мин.): 3,8 (6500)
Стартер: электрический и кик-стартер (ножной)
Zongshen
Наиболее популярна модель: ZS50QT-4B
Двигатель: двухтактный с принудительным воздушным охлаждением.
Объем: 49,5
Максимальная мощность: 3,05
Максимальная скорость: 45
Qingqi
Вот, например, QM50QW-3 стоимостью 1100 у.е.
Технические характеристики:
ГАБАРИТЫ (Д х Ш х В) (мм): 1680 х 630 х 1100
Пуск двигателя: Кик стартер/электро стартер
Тип двигателя: одноцилиндровый двухтактный с охлаждением потоком воздуха
Мощность двигателя: 2.42/6000 [kw / (r/min)]
Макс. скорость: 50 км/ч
Расход топлива: 2 литра на 100 км
Рабочий объём двигателя: 49 ml
А вот еще одна модель, единственная, стоимость которой ниже 1000 у.е. – аналог японской Ямахи Минт. В Балтмоторос она называется Smile.
Технические характеристики:
Объём двигателя, мл: 49
Расход топлива, л/100 км: 1.6
Размеры, мм: 1520 x 620 x 970
Тип двигателя: 1-цилиндровый 2-тактный с воздушным охлаждением
Мощность (кВт / об.мин.): 2.06 / 6000
Зажигание: электронное (CDI)
Трансмиссия: бесступенчатая
Розничная цена: 587 у.е.
Jialing
Производитель: China Jialing Industrial
Страна: Китай (Чончин)
Еще один типично китайский скутер, ориентированный на не слишком взыскательного покупателя JL50Q.
5. И еще бесчисленные модификации одних и тех же скутеров, продаваемые под разными торговыми марками.
Отдельно хочется отметить усиленно рекламируемые в Москве скутеры, выпускаемые компанией Балтмоторс. Скутеры эти собираются в Калининграде. При сборе используются только китайские комплектующие, а в основу положена китайская технология. Поэтому, если назвать эти скутеры китайскими, большой ошибки не будет.
Что же скрывается за столь привлекательной ценой нового скутера? Для анализа мы выбрали наиболее популярные модели: GEELY JL50QT-15 и Qingqi QM50. Результат оказался самым неутешительным (для китайских скутеров). Выражение "китайское качество", ставшее нарицательным, подтвердило свое право на жизнь.
При том, что каждый скутер имеет свои незначительные особенности, общая схема оказалась на удивление схожей. По надежности и эксплуатационным характеристикам китайские скутеры сегодня наиболее близки к аналогичной продукции отечественного мотопрома (для примера можно взять тот же Стриж).
И сравнивать китайские скутеры с японскими, как-то даже не совсем уместно. (Взять хотя бы цену - новый японец стоит от 2500 у.е. и никакая дешивизна рабочей силы не покроет разницу в 2000 у.е. Естественно, удар приходится по качеству скутера.) Тем не менее... что дал анализ.
Все скутеры китайского производства изготавливаются только (!) из китайских комплектующих. При изготовлении используется устаревшая японская технология примерно начала 80-х годов. Поэтому обо всех новшествах, уже успевших стать привычными и само собой разумеющимися во всех японских и европейских моделях, при покупке китайца можно забыть.
Технологический процесс, который применяется при изготовлении запчастей в Китае, качественно отличается от того, что есть в Японии. При изготовлении используются совсем другие материалы. Все это и определяет очень низкое качество, недолговечность и плохие эксплуатационные свойства китайских комплектующих.
Двигатель - аналог Ямахи с вертикально расположенными цилиндрами (именно аналог с поправкой на китайское качество). На деле с Ямахой не имеет ничего общего. Характерная черта всех китайских двигателей - очень маленькая мощность. В модели, аналогичной японскому скутеру Let's II, всего 2 л.с.
Вариатор - состав материала, использованного при изготовлении, даже близко не соответствует самым элементарным требованиям.
Электрика - изначально в ужасном состоянии даже у нового скутера. В двух из рассматриваемых скутеров ни одна клемма не была нормально обжата, и провода выдергивались, стоило за них задеть одним пальцем (что и произошло, когда мы проводили диагностику коммутатора).
Обгонная муфта стартера также "как у Ямахи" только на словах. Качество изготовления - ужасающее!! Это приводит к проблемам при запуске в каждом втором случае. Нам периодически приходилось при запуске выслушивать противный скрежет и безмолвствующий двигатель. При этом выполнить регулировку оказалось очень сложно, что также является одной из причин нестабильной работы двигателя.
Китайцы оказались на удивление капризны по отношению к маслу и бензину. В ответ на 92 топливо мопед долго "чихал" и наотрез отказался ехать больше 30 км.
ЦПГ имеет характерный дефект литья.
Продувочные окна выполнены некачественно, что объясняет нестабильную работу двигателя в целом.
Колесные диски намного слабее, чем у любого японца. Если же сравнивать резину, то можно отметить плохой протектор и быструю стираемость (в 1,5-2 раза быстрее, чем у японцев). Особенно это сказывается на управляемости скутера в условиях мокрой дороги.
Во всех моделях используются барабанные тормоза старого типа. Как спереди, так и сзади. Если говорить про эргономику скутера, то создается впечатление, что такие вещи при изготовлении скутера просто не учитывались. Обтекаемость и ветрозащита не плохие - их просто нет. Ветровое стекло совершенно не защищает водителя, а при увеличении скорости начинает дребезжать и вибрировать, чем создает немалый дискомфорт.
Облицовка (пластик). Если у японских мопедов облицовка достаточно пластична и восприимчива к внешним воздействиям, что и обеспечивает ей долгую жизнь, то у китайцев ничего подобного нет и в помине. Проблему у китайских скутеров могут начаться даже после самого незначительного удара.
Дизайн.С одной стороны, оценка дизайна вещь достаточно субъективная, но, в то же время, есть и объективные моменты. Отличительной особенностью всех китайских скутеров является отсутствие собственного отличительного стиля, аляповатость, проявляющаяся во всем, и неопределенность цветов.
Другой стороной ужасающего качества китайских скутеров является практически полное отсутствите вторичного рынка этих мопедов. Продать китайский б/у мопед практически невозможно.
Ремонт
Хорошо, а как же гарантия, может резонно возразить любой покупатель. Гарантия действительно есть и осуществляется в сервисных центрах. Более того, эти сервисные центры реально существуют, но все не так просто. Несколько лет назад, когда все еще только начиналось, действовал следующий механизм. Открывался сервисный центр, его адрес указывался в документах. Распродавалась партия скутеров. После этого сервисный центр закрывался и потом открывался уже по совсем другому адресу, когда нужно было продать следующую партию мопедов.
Но это было 2-3 года назад. Сейчас ситуация изменилась. Сервис центры никто не закрывает. Просто любой ремонт оттягивается на неопределенные сроки ввиду отсутствия запчастей (или по другой причине). Сроки могут составлять и 4, и 5 месяцев. Мало кто в состоянии выдержать столь долгое ожидание, и мопед начинают чинить самостоятельно. Все. Гарантия больше не действительна.
А когда человек обращается в мастерские, то сталкивается с проблемой: никто не хочет сталкиваться с китайскими скутерами. А если кто-то и берется, то никогда не дают гарантию на выполненную работу. Причины самые простые. Во-первых, работать с китайскими скутерами очень сложно, потому что, как говорят сами мастера, не успеешь починить одно, как уже ломается что-то другое. Во-вторых, это очень серьезные проблемы с запчастями. Плохая взаимозаменяемость агрегатов скутера.
Прогноз
На самом деле далеко не все, что делается в Китае, делается плохо. Китайцы умеют делать (и делают) вполне приличные мопеды (возможно, не такие качественные, как японские или европейские, но ездить на них вполне можно). Проблема в том, что в Россию сегодня поступают совсем другие скутеры. Сложившуюся ситуацию можно сравнить с той, которая сложилась в России в период перестройки. Каждый старался урвать побольше, мало заботясь о том, что его ждет завтра. То же самое происходит сейчас в Китае в отношении российского рынка.
При изготовлении ввозимых скутеров преследуется только одна цель - сделать скутер как можно дешевле. Насколько возможно минимизировать затраты на его производство. И заработать на этом как можно больше денег.
Можно предположить, что через несколько лет ситуация изменится, и у нас можно будет купить неплохой скутер китайского производства. Но это явно не сегодня. А пока, имея в кармане 500-1000 у.е., лучше остановить свой выбор на, успевшей хорошо себя зарекомендовать, б/у японской технике.