Управлять 50-кубовыми можно без регистрации, "прав" и шлема. Хотя уже во всех странах Европы (в том числе бывших советских республиках - Латвии, Литве и Эстонии) ввели обязательную регистрацию скутеров и необходимость иметь водительское удостоверение
В прошлом в СССР по-разному относились к пятидесятикубовым. До 60-х годов прошлого века серийно производились лишь так называемые подвесные моторы объемом до 45 см3, без коробки передач, которые человек мог сам укрепить на своем велосипеде. Такой транспорт приравнивался во всех правах и обязанностях к велосипеду. Кстати, сами велосипеды в то время в большинстве областей регистрировали и выдавали номерные знаки, размером чуть больше пачки сигарет. Никаких «прав» не требовалось, пользоваться мотовелосипедом мог каждый член семьи, старше 14 лет.
С начала 60-х Рижский, а позже и Львовский заводы освоили выпуск мопедов с 2-скоростными 50-кубовыми двигателями. Правда, те мопеды по сравнению с современными 50-кубовыми машинками, были крайне допотопными. Мощность двигателя составляла лишь 1,5 л. с., что позволяло еле-еле разгоняться до 45 км/час. В ПДД тех лет слово «мопед» не фигурировало, и владельцев этих машин все еще относили к категории «велосипед».
К концу 60-х легкая мототехника наводнила страну (общая численность достигла миллиона единиц), и потребовалось внести ясность в терминологию. Стали разделять «мотовелосипеды», «легкие мопеды» и «мопеды». Легкие мопеды и мопеды разнились в основном двигателем. На первых устанавливали Д-5 рабочим объемом 45 см3, без коробки передач и прав на управление им не требовалось. А вот владелец мопеда был обязан получить удостоверение на право управления мопедом (ответить только на три вопроса). Для водителя мопеда удостоверение мотоциклиста также было действительно. Номерные знаки — мотоциклетные (к слову, тогда мотоциклетные знаки были гораздо меньше современных). Чуть позже для мопедов утвердили свои знаки, по размерам средние между велосипедными и мотоциклетными.
Помимо Рижских и Львовских мопедов в те годы в СССР ограниченно продавали мокик «Ява-50», который представлял собой микромотоцикл в мотороллерном исполнении. Двигатель развивал мощность 3 л. с., что позволяло (в том числе благодаря 3-сутпенчатой КП) ездить со скоростью до 65 км/час. Для управления «Явой-50» необходимо было иметь удостоверение мотоциклиста и мотоциклетные номерные знаки, поэтому ее полагалось ставить на учет в ГАИ.
С 1 января 1973 года в СССР вели новые «Правила дорожного движения», но и в них не было выделенного термина «Мопед» (хотя это слово упоминалось в одном месте в тексте ПДД). В понятие «Велосипед» попадали 2- или 3-колесные транспортные средства, приводимые двигателем с рабочим объемом менее 49,8 см3. И все, ограничение скорости в 50 км/ч прописано не было. Водитель велосипеда должен был иметь при себе документ, подтверждающий знание ПДД, а ТС – номерной знак, если это предусмотрено решением областного (краевого) Совета…
В современных Российских ПДД есть термин "мопед". К нему относят все мототранспортные средства, у которых двигатель имеет менее 50 см3 и развивающие скорость менее 50 км/ч. Слова "скутер" или «мокик» вы не найдете в Российских Правилах дорожного движения, хотя именно эти машинки составляют львиную долю парка пятидесятикубовых.
Управлять 50-кубовыми можно без регистрации, "прав" и шлема. Хотя уже во всех странах Европы (в том числе бывших советских республиках - Латвии, Литве и Эстонии) ввели обязательную регистрацию скутеров и необходимость иметь водительское удостоверение. А что же в России, с точки зрения буквы закона?
В п. 1.2 разъясняются основные понятия и термины, из категории "механические транспортные средства" исключены мопеды. То есть они приравнены к не механическим транспортным средствам (ТС), таким как гужевые повозки, велосипеды, прицепы и полуприцепы. Как будто у мопедов нет двигателя - главного отличительного свойства между механическими и не механическими ТС.
То, что Правила дорожного движения исключают мопеды из числа механических транспортных средств, очень важно. Ведь, согласно пункту 2.1.1, обязанность иметь при себе права возлагается только на водителей механических транспортных средств. Вот и выходит, что водитель мопеда HЕ ОБЯЗАН иметь при себе права.
В то же время, согласно пункту 24.1 Правил, местные органы исполнительной власти обладают возможностью принимать нормативные акты, согласно которым водителей мопедов и скутеров могут обязать возить с собою водительские удостоверения. Но на деле сделать этого все равно не могут - ПДД не определяют механизма реализации таких требований. Хотя подобная попытка была предпринята в Москве.
С 1 января 2005 года вступило в силу постановление мэра Москвы от 27.04.04 г. "О порядке допуска к участию в дорожном движении в городе Москве водителей мопедов". Однако вступило не в полную силу - пока решили ограничиться выдачей "мопедных прав" - разрешения на право управления 50-кубовыми мопедами или скутерами в городе Москве. Вопросы их регистрации и проведения техосмотра пока решения не нашли.
С одной стороны это хорошо - меньше скутеристам проблем, но с другой - так и не решены проблемы, ради которых было написано постановление. То есть: явные нарушители останутся ненаказанными, а законопослушные владельцы не смогу застраховать от угона и повреждений свои машины.
За год действия постановления получили «скутерные права» не более 10 человек. И наивно ожидать, что в будущем скутеристы стройными рядами пойдут сдавать ПДД. Во-первых, в недавно обновленный КоАП не были введены поправки о карательных мерах за езду без "Разрешения". К тому же, если не введена регистрация "полтинников" с выдачей номерных знаков, что мешает нарушителю просто уехать от инспектора? Во-вторых, даже если нарушитель и остановится, ничто мешает ему сказать, что он приехал из Подмосковья.
Ну, и в-третьих, мало стимула сдавать на это местного действия "Разрешение", когда можно, доплатив мизерную сумму и сдав "фигурку" на площадке, получить полноценное водительское удостоверение категории "А".