Итак, Вас постигла счастливая участь - скут уже приобретен, получен в подарок или передан по наследству (для тех кто его просто спёр - есть другие статьи, уголовные). Если вы уже ездили на скуте раньше, хотя бы разок или два, а также есть опыт вождения других колесных средств (велосипеда, автомобиля, трактора) не в пустынно-полевых условиях вам будет несложно. А что делать если опыта, кроме велика "Зайчик-3" вообще никакого нет? Постараюсь помочь советами самым зеленым. Естественно все это понадобится жителю города, поскольку для сельской местности многое просто не актуально.

1. Исходя из того что большинство покупаемых скутов б/у-шные без гарантии, или вообще в плохом состоянии - нужно как можно быстрее пройти техосмотр (ТО), диагностику или что-то в этом роде. Поскольку обломаться посреди городского трафика без знаний внутреннего устройства скута не сильно удобно.

Если вам досталась какая-либо литература по скутеру или у вас есть инет - изучите хотя-бы основы (как заводить скутер, переключатели, работа кик-стартера и т.д.). Кстати ваш покорный слуга в первый день езды, доехав от конторы-арендатора скутов до заправки не мог завести скут - попросту не знал что надо прижимать тормоз (спасибо заправщику).

Итак кое-чего вы изучили (почитали, послушали...) и нашли ближайшего мастера. Если ехать далековато лучше вызвать его на место (в идеале – это ваш гараж, но подойдет просто открытая площадка в нелюдном месте). Не стесняясь, расспросите его по максимуму - что и как у вашего коня не так, а что так. Как правило, мастер должен сообщить уровень компрессии, состояние ремня, роликов, амортизаторов, тормозов, замерить давление, оценить состояние в целом. Учтите, что надеясь на большие затраты с вашей стороны (и доходы с его) он будет заведомо ухудшать результаты. Так что не стоит впадать сразу в панику.

Что делать если диагностика показывает, что жизнеспособность скута на нуле (такое часто бывает если скут подарили или куплен «экономным» человеком на рынке чересчур дешево, как правило, меньше 300-350 у.е. – скут внешне красив, а внутри рухлядь)? Тут действовать по обстоятельствам – иногда вопрос решается довольно оперативной заменой изношенной составляющей (ремня, роликов, аккумулятора) или незначительными работами – чистка карбюратора, фильтра, а иногда требуется затратный капитальный ремонт длительный по времени. Деваться некуда – лучше подождать, заплатить, но ездить без «приколов».

Техосмотр пройден, скут в боевом состоянии (по крайней мере заводится, ездит, останавливается), вы его осмотрели, вымыли (чистый ведь ездит быстрее). Пора его объездить? Нет не пора, разве что по двору. Если вам еще не надоело жить, нужно: изучить правила дорожного движения (ПДД), приобрести шлем (хотя бы простой за 100 грн.) и зеркала (от 40 грн.), запастись картой города и миниаптечкой (бинт, зеленка) на всякий случай.

1. ПДД. Сборнички про ПДД продаются в книжных, авто магазинах, Петровке. Не пожалейте время, изучите хотя бы знаки, и правила маневров, особенно на перекрестах. Для тех кто все-таки на это «положил» напоминаю: на скутере ехать следует в основном в правом ряду (а не по тротуару), со включенным ближним светом (даже днем), на пешеходной зебре пропускать людей ступивших на дорогу (или явно собирающихся это делать), поворот влево на перекрестке делать как правило из левого ряда (см. знак на синем фоне или запрещающий на красном), перед маневром из ряда в ряд делать знак рукой или поворотами (если работают). Ну, соблюдать дистанцию, смотреть регулярно в зеркала и на знаки тоже никто еще не запрещал. Самое главное: не ехать на красный свет (особенно в ситуации – авось проскочу), не поворачивать внезапно без предупреждения, притормаживать по возможности плавно (помигивая стопами).

2. Итак, ПДД подучили, шлем натянули, приоделись потеплее, все необходимое взято с собой. Можно двигать в путь.

3. Замечу что при езде кроме ПДД следует помнить, что:

- на наших дорогах много ям. Не стоит ездить в первое время очень быстро – ваша реакция еще недостаточно скоростная и умелая чтобы их объехать или притормозить. Если яму объехать уже нереально – тормозить очень опасно – сзади едущая машина может вас просто «подтолкнуть». Так что решать вам – рисковать или нет. Если рискнули и получили «в зад» – требуйте с него деньги на ремонт. Ведь он обязан соблюдать дистанцию, а вы попросту совершали экстренное торможение.

- почаще смотритесь в зеркала. Помните о «мертвых зонах». При маневрах на скоростных трассах лучше поглядеть поворотом головы…

- при подъезде к серьезным раскруткам и перекрестками уменьшите скорость и внимательно осмотрите знаки объясняющие куда ехать. Если их нет или уже позади – просто поглядите куда едут автомобили. Если непонятно или не видно – что ж логика вам помощник. Проехали не туда? Попробуйте на следующем перекрестке вернутся или посмотреть в карту. Лучше остановится у обочины и повтыкать в нее (карту) или спросить прохожих чем блуждать изучая квартал за кварталом. Из личного опыта: в Киеве самая «подломная раскрутка» это в районе Выдубичей и Южного моста – если вы на мосту в сторону левого берега – назад дороги нет (аж на Осокорках). В любом случае приоритет за правилами а не вашей потребностью. По крайней мере пока вы новичок на дороге.

- не обращайте внимание на соседей по трассе. Они будут вам сигналить, ругаться, спрашивать «сколько стоит мопед» и т.д. Возможно даже подрезать. Посему старайтесь сначала ездить в правом ряду. Проблема только в том что в правом ряду – дорога наиболее разбита, там маневрируют автобусы и самое паршивое – маршрутки… Поэтому еще раз повторяю – не надо в первое время летать. 40 км/ч – вполне нормальная скорость. Когда ваша скорость будет больше? Как только почувствуете уверенность и необходимость.

- обращайте внимание (хотя и не в первую очередь) на приборную доску (спидометр, уровень масла, бензина). Не забывайте заблаговременно заправиться на АЗС и долить масла. Бензин лучше лить А-95, масло тоже что и раньше. Если надумали лить другое (например после полусинтетики – синтетику) то лучше полностью слить старое (см. статьи на эту тему). Маслом стоит запастись заранее – нужное продается не на всех заправках.

- со временем вы почувствуете габариты и вес – и будете интуитивно расчитывать в какой коридор между авто вы проходите, а в какой нет, какой бордюр можно преодолеть а какой слишком крутой. А пока лучше не лезть, а подождать в очереди перед светофором. Если конечно вы не собираетесь обновить зеркала автомобилистам.

- особо обращаю внимание на такую ситуацию (попал сам два раза): вы подъезжаете к пешеходной зебре. Там стоят автомобили которые пропускали пешеходов. Последние благополучно добрались до бордюра. Автомобили включают первую передачу. Вы рассуждаете так: «ща я их сделаю как обычно на светофоре» и «вклиниваетесь» между ними на скорости или в крайнем правом ряду. Круто правда? Почувствавали себя Шумахером. А как вам такое: автомобилисты ждали «запоздавшего» пешехода перебегающего в последний момент, а вы его просто не увидели (джипы то у нас немаленькие, да и радостная эйфория у вас тоже снижает внимательность). Последнее что Вы запомните – это переполненные ужасом глаза бабульки которая в лучшем случае вас заметит и успеет затормозить.

Учтите также, что эта грустная история ни в коей мере не означает, что при виде пешехода возле дороги надо давить тормоз и пропускать его – обычно это затрудняет движение, а пешеход просто ворон ловил как оказалось. И порцию матюков от водителей вы получите.

Кроме того хочу обратить внимание на особую неприязнь со стороны «друзей человека» - собак. Почему-то они кидаются на скут с остервенением и обычно внезапно. Была милая собачка, а тут она уже себя волкодавом возомнила.

Ну вот первый день позади. А может и второй. Что делать дальше? Во-первых обеспечить безопасность скута ночью. Хорошо если у вас есть гараж или частный дом. А если нет? В любом случае стоит обзавестись замком и чехлом. Первое защитит от ворюг, второе от осадков. Первое продается в авто-мото-вело магазинах и хоз.магазинах, а второе шьется под заказ (KSK Moto Design тел.8-039-200-10-89, ИРА). Оставлять скут лучше на охраняемой стоянке (2 грн. за ночь), коих сейчас полным полно – главное найти поближе и понадежнее. Еще лучше - подземные гаражи. Не всегда ближайшая стоянка – лучшая. Охранники часто недолюбливают скуты – двигают их куда попало, после пересменки требуют опять денег (мол не знаю кому ты там платил – давай мне 2 грн. Я ж его охранял), и т.д.

И еще оставляя скут на улице – лучше потратить пару минут на блокировку руля и привязывание к столбу – надежнее будет. Обратите внимание на угол стоянки. Не ставте вниз с горки – подножка от малейшего прикосновения сложится и скут покатится вниз. Также не ставте его в песок – кроме того что запылится фильтр, так еще и скут завалится.

Думаю этого хватит для первой недели. А дальше все будет проще и интересней. Катайтесь на здоровье!