В данный момент рынок предлагает большой выбор специальных масел для 2-тактных двигателей, начиная от простых минеральных до современнейшей синтетики. Какой сорт масла лучше и какую фирму предпочесть?

Завод-изготовитель как правило рекомендует для постоянного использования масло на синтетической основе (так называемая полусинтетика) с логотипом своей фирмы.

В заводском описании скутеров как правило присутствует сноска: не применять в двигателе масла, приобретенные на рынке, в розлив и т.д., и не использовать малоизвестные марки масел. Применение дорогой синтетики не всегда оправдано как с экономической точки зрения так и из-за несовместимости с маслами на минеральной основе. Если у вас в баке присутствует полусинтетика, а вы решили перейти на синтетику или наоборот, то следует слить остаток масла и уже после этого залить новое.

Что касается того, какую марку масла предпочесть, то здесь однозначного ответа нет. Тесты по маслам представляемые специализированными изданиями, грешат неточностями, а иногда откровенной рекламой. Конечно, следует приобретать масла в приличных магазинах и желательно известной марки, при этом узнать у продавца все выходные данные: для каких двигателей, сорт, страна-изготовитель и т.д. Самому посмотреть качество тары, крышки, текста на этикетке.

Как показывает опыт эксплуатации скутеров Hyosung, Daelim, SYM (50-100 см3) за сезоны 98-2000 г. оптимальным является применение полусинтетического масла фирмы MOTUL марки "Scooter 2T". Оно предназначено для раздельной системы смазки именно дорожных скутеров. В процессе эксплуатации образуется минимальный нагар на продувочных окнах и камере сгорания, при этом масло имеет хорошие параметры по износу при большом пробеге.

Маслобак скутеров имеет емкость 0,9-1,2 л. Полной емкости (1,2 л для скутера 50см3) хватает на пробег 1000-1300 км в зависимости от "темперамента" езды. Как правило, после этого пробега автоматически загорается красная лампа с изображением масленки на панели приборов. В любом случае следует прекратить движение и долить 800-900 мл масла в маслобак, т.к. лампа загорается при резерве 150-200 мл. При попытке продолжить движение с красной лампой трудно контролировать расход масла, что может привести к работе двигателя без смазки на чистом бензине и выходу двигателя из строя.

Качество заливаемого бензина не менее важно, чем качество применяемого масла. Но здесь вопрос стоит проще. Имея конструктивно довольно умеренную степень сжатия 7:1, большинство 2-тактных двигателей скутеров, согласно предписанию завода-изготовителя, требует бензин с октановым числом не ниже 90, т.е. в российских условиях это бензин А-92.

Неэтилированные бензины обычно обесцвечены. Исключение составляет неэтилированный бензин термического крекинга, который может иногда быть желтым, если в нем содержаться смолистые вещества.

Этилированные бензины специально окрашивают в следующие цвета:

А-76 — желтый; АИ-93 — оранжево-красный; АИ-98 — синий; А-66 — зеленый; А-72 — розовый.

Бензин хорошего качества должен быть прозрачным. Мутность свидетельствует об эмульсионной воде или механических примесях. Содержание тяжелых примесей можно определить с помощью чистой белой бумаги. Капните каплю бензина, слегка подуйте на нее. Автобензины испаряются быстро и без остатка или оставляют пятно, которое после небольшого подогрева исчезает полностью. Керосин же почти не испаряется с бумаги и оставляет жирное пятно.

О содержании смол в бензине можно судить по тесту со сферическим часовым стеклом. Поместите на него один милилитр бензина и подожгите. Сгорая он оставит на стекле след в виде концентрических колец. Если кольца беловатые, значит, бензин безсмольный или малосмольный, желтая или коричневая окраска следа указывает на содержание в бензине смол.

По диаметру внешнего кольца (мм) можно определить примерное содержание смол (мг/100 мл):

5 мм — 9-10 (мг/100мл);

10 мм — 13-13 мг;

15 мм — 14-15 мг;

25 мм — 17-18 мг;

30 мм — 19-21 мг.

Допускают 7-15 мг смол на 100 мл для разных марок. В этом случае обеспечена длительная работа двигателя без заметного образования смол и нагара. Если же содержание смолитсых веществ превышает норму в два раза, то моторесурс двигателя снижается на 20%.

По следам на стекле можно судить и о других примесях. Бензин с примесью дизельного топлива или масел сгорает не полностью и оставляет на поверхности стекла мелкие капли. Благодаря ароматическим углеводородам и бензолу в остатках, на стекле можно заметить мелкие включения сажи.